Кассир, успевающий обслужить клиента за 15 секунд вместо 40 — это залог увеличения прибыли магазина в 2.5-3 раза. Правильно организованное рабочее место кассира ускоряет работу с клиентами, снижает уровень стресса и предотвращает ошибки. В этой статье рассмотрим, какие аспекты организации кассовой зоны помогут создать комфортные условия труда и оптимизировать работу с клиентами.
Эргономика рабочего места кассира
Эргономика — это основа безопасного рабочего места. Для кассира, который проводит большую часть времени за кассовым аппаратом, крайне важно обеспечить правильное расположение необходимых инструментов и оборудования. Базовые рекомендации по эргономике включают:
Регулируемое кресло
Кресло — это залог физического здоровья кассира и его психологически спокойного состояния. Оно обеспечивает поддержку спины, а возможность регулировать высоту позволяет кассиру комфортно сидеть и работать с моноблоком. Сотрудник, которому ничто не мешает на рабочем месте реже болеет и не хамит покупателям.
Правильная высота рабочего стола
Моноблок, денежный ящик, компьютер и другие элементы ставим на уровне, который позволит кассиру работать, не напрягая спину и шею. Таким образом снижается риск развития профессиональных проблем со здоровьем. Например, высота стола кассовой зоны
ECO3 — 1,2 метра, за таким столом удобно работать как сидя, так и стоя.
Близкое расположение часто используемого оборудования
Моноблок, терминал для оплаты картой,
сканер штрихкодов и
чековую ленту располагаем в непосредственной близости и лёгкой доступности для кассира. Это сократит время на выполнение операций и уменьшит количество лишних движений.
Чёткая структура рабочего места
Для того чтобы кассир работал четко и отпускал клиентов за 15 секунд, важно поддерживать порядок на рабочем месте. Кассовое оборудование, терминалы оплаты, запасные чековые ленты и ручки кладём раз от раза на одно и то же место. Это позволит кассиру не терять время на поиски. Базовыми являются следующие правила:
Организация кассовых принадлежностей
Деньги, чеки, товарные талоны и купоны размещаем в отдельные отсеки или лотки, чтобы кассир мог быстро и легко находить нужные средства. В денежных ящиках, которыми укомплектована кассовая зона
ECO3, предусмотрены специальные отделения для чеков. Совместное хранение денег и чеков обеспечивает:
- Сохранность и первого, и второго.
- Ускоряет процесс сверки суммы в наличных с данными чеков.
Зона для упаковки товаров
Если кассир также занимается упаковкой товаров, важно организовать отдельное место для пакетов и кассовой ленты. Это позволит не отвлекаться на поиски материалов во время обслуживания клиента.
Хранение сменных расходных материалов
Чековые ленты, ручки, скрепки и другие предметы располагаем под рукой, чтобы кассир мог быстро заменять их при необходимости. В кассовых боксах предусмотрены места для хранения коробок и прочих принадлежностей под прилавком.

Использование современного оборудования
Автоматизация и современное
кассовое оборудование делают процесс учёта продаж, выдачи чека и пр. автоматическими, а , значит на выполнение таких операций требуются секунды. Автоматизация также искореняет воровство, снижает вероятность ошибок и увеличивает пропускную способность кассы. Рассмотрим подробнее, какое оборудование нужно на кассе.
Сканер штрихкодов
Это устройство считывает штрихкоды с товара, затрачивая на это доли секунды.
Сканеры делятся на стационарные и ручные. Стационарные монтируются в кассовый бокс, либо ставятся на него сверху. Ручные — мобильны и для использования необходимо взять их в руку.
POS-терминал
Современные терминалы для приёма карт упрощают оплату и позволяют использовать различные методы расчёта (карты, NFC-оплата и другие).
Моноблок или компьютер с кассовым ПО
Автоматизированная система управления продажами облегчает учёт товаров, проведение инвентаризаций и контроль над запасами на складе.
Денежный ящик
Денежный ящик должен быть надёжным и легко открываться только при подтверждённой кассовой операции. Это обеспечит безопасность и удобство работы с наличными.
Чековый принтер
Быстрый и надёжный
принтер для печати чеков необходим для бесперебойного обслуживания клиентов.
Организация рабочего места кассира требует внимания к эргономике, техническому оснащению, безопасности и порядку. Правильная организация рабочего пространства позволяет кассиру работать эффективно, избегать ошибок и снижать уровень стресса. В конечном итоге это не только повышает удовлетворённость сотрудников, но и улучшает качество обслуживания клиентов, что благоприятно сказывается на репутации компании.