Современный ритм жизни диктует бизнесу свои условия. Чтобы угнаться за клиентом, предприниматели вынуждены ставить свой бизнес на колеса. Сегодня автомобиль – это не только средство передвижения, но и способ воплощения смелых коммерческих идей. Как показывает практика, почти любой бизнес можно поместить в автомобиле. Предложений на рынке множество: от парикмахерских до гостиниц на колесах. Мобильный формат придал эффект новизны обыденным идеям. Поэтому появляется все больше передвижных бизнесов. Еще одна причина, которая поставила бизнес на колеса – экономия на торговой площади. Аренда коммерческих площадей зачастую достаточно высокая, а приобрести в собственность помещение – дорогое удовольствие. Намного проще обзавестись вместительным автотранспортом б/у и искать выгодные места по городу.
Передвижной бизнес обладает рядом преимуществ, которые привлекают начинающих предпринимателей:
· не нужно искать помещение;
· организовать мобильный бизнес дешевле;
· просто получить разрешительные документы;
· можно менять место реализации и охватывать широкий круг потребителей;
· в случае неудачи можно продать автомобиль и вернуть часть затрат;
· передвижной бизнес рекламирует себя сам;
· можно оперативно сменить бизнес-идею.
Идеи мобильного бизнеса нацелены на большое число потенциальных клиентов – т.е. дело будет прибыльным, если удастся продать много. Поэтому бизнес может менять локацию в поисках более удачных мест для заработка.
Алгоритм действий, чтобы открыть мобильный бизнес:
· проведите анализ спроса на услугу в регионе деятельности;
· разработайте бизнес-план под выбранную идею;
· купите авто: это может быть фургон, трейлер, автобус – любая вместительная машина, подходящая для переоборудования и под саму идею;
· купите нужное оборудование. Практически в каждом мобильном бизнесе потребуется электрический генератор;
· переоборудуйте машину под конкретную идею;
· зарегистрируйте бизнес.
Идеи для мобильного дела настолько разнообразны, что каждый предприниматель может найти для себя подходящий по интересам и бюджету бизнес. Кроме того, ниша всегда открыта для экспериментов: можно придумать что-то свое и выделиться на рынке. Но, несмотря на такую свободу бизнес-творчества, многие выбирают проверенные идеи: магазин, ремонт авто, уличное кафе на колесах. Это три самых популярных направления. А вот на Западе этот список идей гораздо шире.
Вложения: от 3 млн тенге
Относительно недавно в Алматы появились пати-басы – автобусы, переоборудованные в развлекательный клуб для одной компании. Обычно в таких клубах есть танцпол, караоке, мощная музыкальная система, светомузыка и даже мини-бар. Здесь можно провести день рождения, корпоратив, девичник или мальчишник, свадьбу и т.д. Данная услуга наверняка будет пользоваться популярностью у молодежи, которая постоянно ищет новые форматы развлечений.
Чтобы открыть свое дело, недостаточно купить автобус и нанять водителя. Потребуется превратить обычный автобус в миниатюрный клуб. На это может уйти несколько месяцев и крупная сумма денег. Иногда переоборудование автосалона обходится дороже, нежели покупка самого транспорта. В целом, можно уложиться в 3 млн тенге. Это достаточно скромные подсчеты. Как показывает практика, в крупных городах предприниматели тратят около 7 - 12 млн. на запуск такого бизнеса. Такие затраты связаны с качественным и дорогим обустройством автобуса. Но начать бизнес можно с более скромным бюджетом.
В данном деле очень важно продумать маршрут движения. Следует заранее составить несколько схем движения автобуса. Выбирайте улицы с ровным дорожным покрытием, отслеживайте по навигатору ситуацию на дорогах, чтобы не встрять в пробку. Сделайте автопрогулку по туристическим достопримечательностям города, предложите маршрут по романтическим местам – пусть клиент сам выберет направление.
Вложения: от 3,2 млн тенге
В США достаточно популярны ветеринарные клиники на колесах. Чаще всего это обычный ветеринарный бизнес, который предоставляет услугу вызова ветеринара на дом. В России постепенно появляются передвижные ветеринарных амбулатории, но их специализация ограничивается вакцинацией и стерилизацией животных. Более продвинутая идея заключается в том, чтобы создать передвижную ветклинику.
Передвижная ветеринарная клиника может не только приехать по вызову, но и разместить в кузове автомобиля специальное оборудование для своих услуг. Благодаря этому выездные услуги станут на порядок качественнее. Например, осмотреть собаку в машине со специальным оборудованием куда проще, чем в домашних условиях. А услуги грумера, который часто работает у клиента на дому, станут намного качественнее. Стрижка собак в домашних условиях не совсем гигиенична – а грумерная на колесах может исправить ситуацию: грумер приезжает на дом, собака выводится из дома в ветеринарную машину и стрижется в специализированных условиях.
Кроме того, у вас появляется возможность ездить по разным точкам города, продавать корм и лекарства для домашних животных. А еще можно устроить благотворительную акцию и предложить людям бесплатно проверить здоровье своего питомца в ветмобиле.
Вложения: 2 млн тенге
В Японии можно встретить книжные магазины и даже библиотеки на колесах. Можно перенять идею и открыть свой оригинальный книжный магазин. Сегодня книжный магазин на колесах лучше продвигать не просто как место продажи печатными изданиями, а креативное пространство и даже социальный проект. Можно разместить книжный магазин в ярком фургончике и колесить по городу, меняя торговые точки. А можно переоборудовать целый автобус и заполнить его книгами. Добавить букросинг, продажу б/у книг, основать книжный клуб и проводить различные мероприятия. Вариантов может быть множество – здесь все зависит от вашей фантазии.
Вложения: от 2,5 млн тенге
Передвижной салон красоты – новшество для нашего рынка. Такой формат вызывает интерес не только у клиентов, но и у предпринимателей. Действуем по уже знакомой схеме: приобретаем автобус или другой вместительный транспорт, который можно переоборудовать в мини-салон. В данном случае организовать салон на колесах действительно проще и дешевле, чем открывать полноценный салон.
Вы можете оказывать услуги с выездом на дом. Это наверняка оценят офисные работники, молодые мамы и просто занятые люди, которые дорожат своим временем. Еще одно направление – такой салон может работать на свадьбах, корпоративах и других мероприятиях. Прибыль от такого бизнеса зависит от количества клиентов. При постоянных заказах рентабельность салона может составить более 30%.
Вложения: 600 тыс. тенге
Открыть стационарную точку обычной автомойки достаточно сложно: нужно правильно подобрать места, подготовить площадку, закупить дорогостоящее оборудование, собрать разрешительную документацию. Намного проще организовать выездную автомойку. Данная услуга идеально вписывается в условия жизни современных городов-миллионников. Сегодня многие люди ограничены в свободном времени, поэтому захотят воспользоваться услугой, когда автомойщики приедут по названному адресу.
Суть идеи заключается в открытии выездной мойки сухим способом. Для такой мойки используется специальное средство, содержащее воск. Схема бизнеса проста: заказы принимаются по телефону, клиенты указывают точный адрес и выбирают услугу. Оператор называет время, когда мойщики смогут приехать по адресу и передает всю информацию исполнителям. Мойщики выезжают на место и оказывают услуги по обслуживанию автомобиля. Мобильная мойка сухим методом занимает около 20-30 минут в зависимости от степени загрязнения автомобиля.
Вложения: от 4,8 млн тенге
Передвижное кафе – это формат недорого, уютного заведения, которое вполне может конкурировать с обычными, стационарными кафе. Главное преимущество такого формата – кафе само может приезжать к посетителям. Под мобильный формат можно приспособить различные направления общепита. Отлично впишется всевозможный фаст-фуд: гамбургеры, хот-доги, шаурма и прочее. Можно организовать станцию с охлажденными напитками, кафе, кондитерскую, смузи-бар. Для таких идей вполне хватит небольшого фургончика, который по сути является ларьком. Другой формат – это кафе внутри автобуса.
Очень часто сторонники идеи ссылаются на экономию средств – мол, открыть кафе на колесах дешевле, чем оборудовать обычное заведение общепита. Но это далеко не так. В первоначальные вложения мобильного кафе входит приобретение транспорта, оснащение кухни, а в некоторых проектах – и мест для посетителей. В итоге получается совсем не бюджетное кафе. Еще один момент, который вызывает сомнение, - рентабельность такого заведения. Чтобы оно приносило нормальную выручку, необходимо не менее 50 посадочных мест – а кафе на колесах способно обслуживать не более 20-30 человек. В таком случае, кафе должно стоять в очень людном месте и продавать еду на вынос.
Кроме того, есть риск, что вашу идею не одобрят санитарные службы города. Есть разные примеры практики: одни успешно преодолевали бюрократический барьер, другие сдавались и отказывались от этой идеи. Хорошим выходом из этой ситуации является переориентация передвижного кафе на корпоративное обслуживание и упор на развлекательную программу и легкую кухню, организацию дней рождений и вечеринок - главное найти своих клиентов и заниматься любимым делом.
Вложения: от 4,2 млн тенге
Неприятности на дороге происходят довольно часто. Самые распространенные из них – повреждения колес из-за низкого качества дорог. Иногда возникает ситуация, когда водитель не может доехать до обычного шиномонтажа – например, нет запаски или пробито несколько колес. В таких случаях на помощь придет шиномонтаж на колесах. Клиенту достаточно позвонить по телефону и вызвать специалиста.
Чтобы начать такой бизнес, нужно не так много: небольшой грузовик или фургон типа Газели, оборудование для работы и навыки шиномонтажа. Если ниша свободна, то бизнес может оказаться вполне прибыльным. Газель можно укомплектовать дополнительными инструментами и расширить перечень услуг. Например, поставлять бензин для дозаправки или предоставить услугу буксировки.
Заключение
Как видите, пределов человеческой фантазии нет. В большинстве историй об успешном бизнесе на колёсах всё начиналось с новаторской идеи предпринимателя. В том или ином случае, мобильный бизнес в условиях динамичного ритма жизни потребителя всегда будет серьёзным подспорьям своих «стационарным» конкурентам.