Сакен Карин, экономист и специалист в области налогообложения, объяснил, что хотели сказать в министерстве финансов о переводах денег с карты на карту.
«Попробуем проанализировать. Итак, начнем. Цитирую вице-министра Шолпанкулова: «У нас все процедуры, которые проводятся в электронном виде, должны облагаться налогом, в случае если человек получает доход. У источника выплаты должны удерживаться. Размеры разные: если это ИП — то ИПН; если юридическое лицо — то КПН, НДС и другие. Не надо говорить обо всех платежах. Вы можете пополнять баланс или помогать своим близким… Все будет рассматриваться индивидуально, определенной суммы нет».
Действительно, доходы физического лица, полученные от налоговых агентов (юридических лиц, ИП и КХ) в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, должны облагаться подоходным налогом у источника выплаты. Здесь не должно быть никакой обеспокоенности – физическое лицо освобождено от самостоятельного налогообложения этих доходов.
Вторая цитата: «Если вы оплачиваете коммунальный счет, например, это все проверяется. Есть получатель этих средств, его будет мониторить Налоговый комитет. Если оплата идет от разных физлиц, с чего это человек вдруг начал получать по 1000 тенге? Понятно, что он получает доход. А если вы отцу перечисляете деньги, понятно, что это не доход».
Вот здесь начинаются некоторые нестыковки. В Налоговом Кодексе действительно есть понятие «мониторинг», но это совсем не относится к физическим лицам и к тем, кто получает денежные переводы на банковскую карту.
Кроме того, вся информация о движении денег по банковскому счету, включая карточный, является банковской тайной и охраняется законом. Доступ к этой информации налоговики могут получить лишь в исключительных случаях, например, при налоговой проверке.
«мониторить» движение по карточному счету каждого казахстанца не получится, так как открывать налоговые проверки на каждое физическое лицо, получившее перевод денег, задача невыполнимая
Насчет доходов, подлежащих налогообложению физическим лицом самостоятельно:
Далее, следующая цитата: «Это все потом проверяется. Налоговые службы будут проверять. Скорее всего, будет вводиться статус платежа, какой это перевод: за товар или благотворительность. То есть ранжирование должно проводиться, все платежи должны быть отмечены. Если передает близким на поддержку — это один вид, если покупает товар — другой, чек же вы не получаете. Это не будет так, что продал б/у велосипед и сразу платите нам налог».
Все сказанное здесь, видимо, относится к возможным мерам банковского compliance и тех изменений в законодательство по вопросам налогового администрирования, которые хотел бы внедрить вице-министр.
Но пока ничего такого в действующем законодательстве нет, и возможность принятия таких изменений под большим вопросом. Потому что
это идет в разрез с существующей моделью налогового администрирования и посягает на права граждан в вопросе банковской тайны
Насколько такие меры, даже если они будут реализованы, ощутимо помогут налоговому администрированию физических лиц, также большой вопрос. Так как информативность такой системы будет низкая.
Истинная цель налоговиков
Итак, резюме: конечно же, непросто во всем и сразу разобраться, причем не специалисту. Как это попытался сделать вице-министр.
Такой вывод напрашивается после того, как в своем выступлении г-н Шолпанкулов не разграничил доходы физического лица, подлежащего налогообложению самостоятельно, и доходы физического лица от предпринимательской деятельности. На последнее, скорее всего, и «нацелились» фискалы.
Однако для выявления предпринимателей, занижающих свой доход, либо граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации, нужны вовсе не такие методы. Они заведомо неэффективны и трудно реализуемы», — резюмировал Карин.