«Опять кто-то удалил товарную накладную?» Такие вопросы в компаниях возникают чаще, чем хотелось бы. Причина максимально простая и очевидная: права доступа в системе учёта настроены некорректно или не настроены вообще. В этой статье разбираем, почему настройка прав — это обязательная процедура для любого бизнеса, работающего с системами учёта и pos-оборудованием.
Что такое права доступа? В контексте учетных систем они определяют, какие действия пользователь может выполнять в системе, какие объекты (данные, функции, настройки) пользователь может видеть, изменять или удалять.
Почему права доступа — это не формальность?
Если у всех есть доступ ко всему — не удивляйтесь утечкам. В лучшем случае — это будут ошибки, в худшем — осознанное вредительство. Например, сотрудник может случайно или умышленно удалить необходимые для налоговой отчёты.
Читайте также:
«Почему нужно пользоваться только лицензионной Windows?»
Когда у бухгалтера есть доступ в раздел "Склад", а у кассира — к "Документам", начинаются случайные (или не очень) правки. Ограничения защищают от "человеческого фактора".
Когда каждый сотрудник видит только то, что нужно для его работы, фокус повышается. Он чётко видит зону своей ответственности и понимает, что все действия видны, и запутать руководителя не получится.
- Сокращение времени на обучение
У новых сотрудников не разбегаются глаза: они видят только нужные разделы. Это ускоряет адаптацию и снижает риск "нажать не туда".
Читайте также:
«Почему сотрудники воруют?»
Как грамотно настраивать права?
- Создаем роли под должности
Например: «кассир», «товаровед», «бухгалтер», «директор». Для каждой роли — своя комбинация прав. Не нужно настраивать под каждого нового сотрудника вручную — это приведёт к хаосу.
- Используем принцип минимально необходимого доступа
Давайте только те права, которые реально нужны сотруднику. Лучше добавить доступы позже, чем разбираться, почему исчезли документы.
- Ограничиваем редактирование и удаление
Большинство ошибок (и махинаций) случаются, когда сотрудники могут редактировать или удалять документы задним числом. Настройте блокировки по дате для ролей, которым необходимы доступ к документам и их редактированию. Остальным вообще не предоставляйте права просмотра отчетов.
- Используем разграничение по точкам/филиалам
Если у вас сеть магазинов, сотрудник точки на Абая не должен видеть отчёты точки на Сейфуллина.
- Настраиваем резервное копирование и аудит
Даже с идеальными правами — всегда делайте бэкапы. А также включайте сохранение действий пользователей. Это поможет быстро понять, кто и что сделал.
Настройка прав доступа — не недоверие к сотрудникам. Это структура, безопасность и контроль, без которых нельзя строить устойчивый бизнес. Всё, что можно автоматизировать и настроить — нужно автоматизировать и настроить. Особенно там, где речь о деньгах и ответственности.
Если вы работаете с компанией Poscenter — самостоятельно настраивать ничего не придется. Интересно больше узнать о наших системах? Обращайтесь на бесплатной консультацией по номеру
+7 705 434-51-48