На предприятиях малого бизнеса складом заведует кладовщик — универсальный специалист, занимающийся как приемом и отпуском товаров, так и документальным оформлением всех складских операций. C принятым на должность кладовщика работником обычно заключается договор о материальной ответственности, имеющий силу в том случае, если это позволяют условия работы (организовано место для хранения товаров, существует запрет редактирования документов в программе складского учета, налажен документооборот по складу). В микро-бизнесе обязанности заведующего складом и кладовщика, как правило, выполняет сам руководитель или индивидуальный предприниматель.
Целесообразно разделять склады на отдельные секции, внутри которых товары размещаются по группам, сортам, укладываются на стеллажи, полки, в ящики или другую тару. Такое расположение товаров обеспечивает возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия.
Каждый факт поступления и выбытия товара оформляется первичными документами, отражающими их количество и стоимость.
Складской учёт удобно вести в одинаковых единицах измерения, например, упаковках или штуках. Можно использовать сразу две единицы измерения и проставить цены, соответственно, на штучный товар и на упаковку, либо, для избежания путаницы, все же оформлять и приход, и расход в одних единицах. для удобства ведение складского учета мы можем предоставить необходимое оборудование.
В итоге на складе должен остаться только тот товар, который числится в учёте. Однако во время хранения товары могут портиться, срок их годности истекает, может быть выявлен брак или недостача, да и человеческий фактор никто не отменял: не туда посмотрели, не то наименование отпустили, вообще не отдали — в итоге расхождение учетного и фактического. Что делать? Инвентаризацию!
В инвентаризации участвуют члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В ходе инвентаризации проверяется наличие товара, его состояние и оценка. Инвентаризация может быть полной или выборочной, например, по группе товаров. Основной первичный документ по результатам инвентаризации — инвентаризационная опись. В ней и отражается фактическое наличие товарно-материальных ценностей. На основании этого документа производится оприходование излишков и списание недостач.
Недостача по итогам инвентаризации должна быть оформлена актом списания материальных ценностей за подписью членов комиссии. Убыток в пределах норм естественной убыли относится на затраты, сверх норм естественной убыли при отсутствии конкретных виновников — на прочие внереализационные расходы, а в случае признания убытка виновными лицами он возмещается за счет работников организации.
Излишек по итогам инвентаризации подлежит оприходованию по рыночной цене, учету в прочих внереализационных доходах и оформляется соответствующим актом. мы можем предоставить вам программное обеспечение для инвентаризации