На сегодняшний день посещение магазина из редкого и даже несколько торжественного мероприятия превратилось в часть ежедневной рутины. Вряд ли кого уже можно удивить изобилием товаров на полках супермаркетов, их яркой и креативной упаковкой, более того – порой даже может возникнуть чувство легкого недовольства при отсутствии любимой торговой марки в ассортименте или из-за отсутствия торговой точки в шаговой доступности.
И чем чаще мы берем на себя роль покупателя, тем более значимым является то, насколько тот или иной продавец может обеспечить нам достаточный уровень сервиса. Что уж говорить о том, что необходимо напрочь исключить моменты в обслуживании, которые способны спровоцировать наше недовольство.
Что мы надеемся найти, переступая порог магазина? В первую очередь, конечно, качественный товар, который с лихвой поможет нам почувствовать себя более удовлетворенными и радостными. Но это далеко не все. Еще мы, безусловно, изучаем ценники, постоянно сопоставляя то, что возможно получить через этот товар с затратами, которые неминуемо надо понести для его получения. Но, предположим, наконец найден компромисс – товар на полке для нас имеет четкое соответствие с цифрами на ценнике. Что же дальше? Казалось бы, вот она, финишная прямая, несколько минут – и мы из потенциальных превратимся в уже состоявшихся покупателей. Впереди лишь формальная процедура расчета, но тут, оказывается, и возникает большинство ситуаций, которые способны даже самого лояльного клиента превратить в беснующегося монстра.
Вряд ли найдется человек, который оказался бы незнаком с этой фразой. Нас учат этому с детства, и, как показывает практика, данный навык действительно может оказаться нелишним.
Существует негласное правило: если после осуществления расчета человек вышел из прикассового пространства, значит, с произведенным расчетом согласен и претензий не имеет. Если же сдача была пересчитана в поле зрения кассира, при этом вовсе не обязательно, что он обращал на вас внимание, выявленная ошибка в расчете будет исправлена виновным сотрудником с гораздо большей торопливостью и согласием.
Поэтому очень важно выработать в себе эту привычку. Ее корни вовсе не обязательно идут от стремления не доверять людям. Читатели МирСоветов должны понимать, что работа у кассиров довольно напряженная, требующая постоянно высокой концентрации внимания, чего в течение всего рабочего дня достичь крайне тяжело. Проверяя сдачу, мы помогаем и себе, и нашему партнеру по расчетам решить спорную ситуацию, при ее возникновении, в максимально короткие сроки и с минимальными обоюдными потерями.
Если такое произошло, лучшим действием будет сразу же по обнаружении, сообщить об этом кассиру. Далее возможны несколько вариантов развития событий.
Вариант первый – кассир оценит ситуацию, и, если на основании своих воспоминаний, согласится, что правы вы, вопрос решится «малой кровью» – сразу же будет сделан пересчет и справедливость восстановится.
Вариант второй – кассир твердо уверен в своей правоте и настаивает на том, что вы ошибаетесь в обозначении номинала переданных ему для расчета купюр. Эмоциональная окраска такой ситуации во многом зависит от личностных качеств сотрудника предприятия торговли, и в зависимости от них может для вас обернуться либо милой беседой в ожидании установления справедливости, либо различной степени обоюдным недовольством, порой выказываемым даже в открытой форме.
В такой ситуации, если вы встретили несогласие или даже агрессию кассира, самым рациональным будет пригласить для решения спора администратора магазина. На сегодняшний день большая часть торговых предприятий снабжена видеонаблюдением, и, при его наличии, выяснить вопрос, кто же прав, будет довольно легко. Но что же делать, если камер видеонаблюдения нет или спорное событие произошло за пределами их объективов? Если ситуация обстоит таким образом, рекомендую читателям МирСoветов настаивать на пересчете кассы, причем обязательно в вашем присутствии. В этой ситуации никакие отговорки о том, что магазин уже закрывается или что вы «мешаете очереди» несостоятельны. Кассир в присутствии сотрудника администрации торгового предприятия и при вас обязан сделать пересчет имеющейся в кассе наличности и сопоставить ее с текущими отчетами контрольно-кассовой машины. Таким образом, будет определено, передавали ли вы для расчета кассиру купюру большего достоинства – по излишку или его отсутствию в кассе.
В случае принципиального отказа в осуществлении пересчета кассы у вас всегда есть возможность привлечь к процессу представителя полиции.
А что же делать, если и кассир с вами приветлив, и расчет произведен верно, но сопоставив цену, указанную на ценнике товара и отраженную в чеке, вы пришли в легкое недоумение – «пробитая» в чеке стоимость невыгодно для вас отличается от той, на основании которой вы приняли решение о совершении покупки?
Очень просто в такой ситуации почувствовать себя обманутым. Однако тут закон целиком и полностью на вашей стороне. Закон «О защите прав потребителей» пункт 1 статья 10 говорит о том, что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Кроме того, в этом же нормативном акте, пункт 2 статья 10 указано на то, что цена товара должна в обязательном порядке указываться в рублях и является неотъемлемой частью информации о товаре.
Также и в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан ценник является задокументированным предложением покупателю, то есть продавец обязан продать вам товар именно по цене, указанной на этом ценнике.
Вот почему в случае несоответствия стоимости товара в чеке вы можете твердо требовать произвести расчет именно по цене, указанной на ценнике.
Решать эту ситуацию также лучше с административным персоналом магазина. Если политика торгового предприятия направлена на беспрекословное соблюдение нормы закона и удовлетворенность покупателя – не пустой звук для нее, то вам в обязательном порядке принесут свои извинения и, конечно, произведут расчет по заявленной цене.
Сегодня, когда качество обслуживания в нашей стране только стремится занять соответствующее место, а акцент предпринимателя, в первую очередь, ставится все-таки на получение прибыли, далеко не редкостью является отказ даже в ответ на законное требование покупателя. В долгосрочной перспективе, конечно, организация с такой идеологией не сможет составить конкуренцию в среде стремительно набирающего обороты клиент-ориентированного рынка, но свои права потребителю важно уметь отстоять при возникновении любой спорной ситуации.
Что же делать, если вас пытаются убедить не защищать свои права и не согласны признать нарушение закона?
Тут в действие могут вступать любые отговорки: «Это новый товар, мы еще не успели поменять ценники», «Цена поменялась, но по техническим причинам ценник заменить мы не смогли».
Если вопрос не удается решить мирным путем, советую читателям МирСоветов смело заявлять сотрудникам магазина, что вы тут же напишите жалобу в Роспотребнадзор и обратитесь в УБЭП (управление по борьбе с экономическими преступлениями). Некоторые могут пойти на попятную уже при этих словах. Не пугайтесь, если это не имело никакого воздействия, и смело приступайте к реализации своей угрозы.
Для ее воплощения потребуется собрать доказательную базу:
· если есть возможность, сделайте фотографию ценника на товар рядом с чеком либо с наличием в кадре какого-либо указания на текущую дату и время;
· будет замечательным подспорьем, если вам удастся привлечь свидетелей в данном деле;
· зафиксируйте свою претензию в жалобной книге, на нее в обязательном порядке предприятие торговли должно прислать вам письменный ответ.
Уже на этом этапе сотрудники многих магазинов более охотно пойдут навстречу вашим требованиям. Если нет, смело составляйте жалобу. в Казпотребнадзор с изложением ситуации и приложением всех, имеющихся в наличии доказательств.
Казпотребнадзор на основании вашей жалобы осуществит проверку организации, выпишет им штраф, а в случае повторения ситуации будет иметь все основания для того, чтобы закрыть магазин.
Как правило, для сотрудников торгового предприятия намного безболезненнее возместить вам разницу, чем оплачивать штраф и иметь дело с проверяющими органами. Однако воздействие на подобные нарушения в виде проверок и штрафных санкций является более действенным для целей повышения культуры обслуживания покупателей. Если торговая организация дорожит своей репутацией, впредь она ни за что не допустит подобного нарушения, а если такое и непреднамеренно произойдет, сделает все возможное для того, чтобы у клиента отсутствовал даже самый малейший повод для расстройства.