Нередко покупатели уверены: продукты на рынках свежее и натуральнее, чем в супермаркетах. Миф это или правда? Этот вопрос мы задали председателю Общества защиты прав потребителей «Национальная Лига потребителей Казахстана»
- Во многом это правда, - подтверждает эксперт. - Дело в том, что на рынке через одно торговое место, как правило, проходит большее количество товаров в более короткие сроки.
А в магазинах обычно более долгая цепочка - это связано в том числе с определенными процедурами, формальностями, необходимыми для того, чтобы организовывать объемные долгосрочные поставки.
В итоге товар в супермаркетах проходит более длинный путь: от производителя через посредников-оптовиков до прилавка. При этом, если логистика выстроена недостаточно эффективно, сотрудники халтурят, больше шансов, что продукты испортятся, попадут в торговый зал с истекшим сроком годности.
Поэтому в магазинах срок годности нужно проверять особенно внимательно.
Зато на рынках чаще встречается такое нарушение прав потребителей, как обвес. Это связано в том числе со спецификой: больше поток покупателей, не соблюдаются столь строгие стандарты обслуживания, как в крупных торговых сетях, весы могут быть не поверены достаточным образом.
Пахарь породил купца. Купец породил рынок. Рынок породил супермаркет, который сразу же стал воевать с родителем.
Собственно говоря, само слово «супермаркет» означает «очень большой рынок», и единственное его отличие от рынка настоящего – в количестве собственников под одной крышей. Впрочем, некоторые полагают, что разница в другом – мол, на рынке одни только «дикие продавцы», а в супермаркете сплошь цивилизованные формы торговли. И на первый взгляд дело выглядит именно так.
Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) и центр социального проектирования «Платформа» провели масштабное исследования мнения потребителей о состоянии ритейла в России.
Россияне предпочитают сетевые магазины. Маленький формат «у дома», базары да и фермерские лавочки больше не привлекают. При этом лояльность потребителей получают федеральные и региональные сети.
В Казахстане прослеживаются подобные настроения. Развития «Магнумов», «Реалистов» и остальных сетевых супер- и гипермаркетов забирает на себя все больше и больше покупателей. Сети выходят в новые форматы, становясь доступнее.
.png)
Некогда популярные магазины у дома теперь посещают всего 33% граждан. 60% отдают предпочтение сетевым ритейлерам. И их на самом деле можно понять: большой ассортимент, хорошие цены, регулярные акции. 16% опрошенных проявляют категоричную позицию, считая, что развитие сетей монополизирует рынок.
Еще один интересный момент: 47% опрошенных в любой торговой точке выбирают продукцию, произведенную в своем регионе. Однако треть покупателей в равной доле приобретают привозные и местные товары. Еще 19% отметили, что вообще не обращают внимания на место производства товара. Современный потребитель начал больше смотреть на качество товара, нежели на страну производителя.
Со стороны производителей продуктов в то же время витает скепсис. 52% из них не видят перспектив развития рынка. Эту же точку зрения поддерживают и 66% представителей местного ритейла. По словам экспертов, региональные предприниматели уже чувствуют себя проигравшими. Но под итог складывается такая картина: 55% граждан отмечают положительные тренды в продуктовом ритейле за последние 5 лет.