Что такое учет товаров в розничной торговле
Учёт в розничной торговле – это учёт движения (поступления, хранения, продаж) товаров в магазине.
Цели учета товаров в магазине:
1. контролировать сохранность товара
2. контролировать реализацию товара
3. иметь точные данные об остатках, об оборачиваемости того или иного товара
4. иметь точные данные о финансовом результате торговой деятельности магазина
Учёт товаров также включает в себя управление резервами товаров на прилавках и на складе магазина, проверку правильности оформления сопровождающих товар документов, деятельности персонала магазина, правильности проведения инвентаризации, списания/оприходования убытков и излишков, контроль за ценообразованием и т.д.
Если какие-либо аспекты учёта не реализуются в достаточной мере или совсем не реализуются, в организации будут процветать хищения, беспорядок и перерасход средств, а итоги финансовой деятельности организации будут плачевны.
Условно его можно разделить на учет поступления товаров, учет продаж и учет хранения товаров. Когда товары поступают в магазин, материально ответственное лицо приходует их на основе сопровождающих документов. Это накладные З-2, акт выполненных работ Р-1, товарный отчет и др. При этом проверяется правильность их заполнения и соответствие фактического наличия товара документальным данным на момент поступления ТМЦ, а также качество товара и безопасность его для здоровья покупателей: проверяются срок годности, целостность упаковки. комплектность, сравниваются вес, цвет, консистенция и прочие физические характеристики товара по описанию в накладной с полученными в действительности.
В случае расхождения фактических и документальных данных в необходимом количестве экземпляров составляется Акт о расхождении, где указываются все обнаруженные несоответствия.
После приемки документы, заверенные подписью принимающего лица и печатью организации, сдаются в бухгалтерию для принятия груза на учёт.
После приемки товар отправляется на хранение: на склад магазина и в торговые залы.
Технологически этот процесс делится на:
1. приемка товаров на хранение;
2. размещение товаров;
3. обеспечение оптимального режима хранения;
4. контроль и уход за хранящимся товаром;
5. отправка товаров на продажу, пополнение резерва товаров.
Хранение товара должно быть организовано согласно всем нормам и правилам, которые касаются данного товара. Должны быть оптимальны:
6. способ укладки товара
7. температурный режим
8. состояние влажности воздуха
9. товарное соседство (чтобы избежать влияния одного товара на другой – смешения или передачи запахов, влаги и т.п., например, парфюмерию или химию с резким запахом с кондитерскими изделиями, сахаром, мукой, тканями и другими хорошо впитывающими запах товарами)
Товарные потери, которые периодически появляются при хранении - бой, лом, усушка, порча и т.д. - списываются согласно нормам естественной убыли - в случае, если потери не вызваны неправильным хранением и отсутствием контроля за товаром.
Учет продаж в розничном магазине осуществляется через пробитие чека покупателю за купленный товар. Кроме этого, результат продаж за день по каждому кассиру отражается в книге кассира-операциониста, куда заносится после снятия промежуточного (Х-) и конечного Z-отчетов.
Недостатки учета товаров в магазине, производимого вручную
Главная причина всех ошибок при учёте товара в магазине - человеческий фактор. Несогласованность действий персонала между собой из-за отсутствия или несвоевременного получения информации по товару, ошибки при пробитии чека, при оприходовании товара и заполнении документов, кражи, большие временные затраты на обслуживание покупателей, недостаток товара на полках в следствие ненадлежащего контроля за его резервами на складе и т. д. - это те проблемы, которые становятся серьезным препятствием на пути развития магазина и получения им прибыли.
Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Poscenter:Минимаркет", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную систему лояльности. Подробнее о программе >>
Автоматизировав учёт товара в магазине, предприниматель сможет устранить эти проблемы, так как именно автоматизация учета дает возможность контролировать движение товаров и процесс продаж в реальном времени.
Автоматизация учета в магазине
Преимущества автоматизации учета товаров:
1. помогает вести учет движения товаров;
2. фиксирует процесс продажи товара в кассовой зоне;
3. контролирует остатки товара;
4. помогает проводить инвентаризацию;
5. позволяет рассчитать оборачиваемость товара - на основе анализа продаж показывает востребованность той или иной продукции;
6. помогает контролировать взаимозачеты с поставщиками;
7. позволяет контролировать деятельность сотрудников магазина, фиксируя все произведённые ими операции;
8. показывает финансовый результат торговой деятельности, рентабельность работы предприятия
Программы для учета товара/продаж в торговой точке
На сегодняшний день программ, способных облегчить бизнесмену ведение дел предостаточно. Покупать ли дорогой «коробочный» продукт - с лицензией, расширенным функционалом, чтобы установить его на отдельно выделенном компьютере и обеспечить собственную тех.поддержку - или воспользоваться услугами «облачного» сервиса - взять программное обеспечение в аренду, не тратя средств на техническое обеспечение и персонал - выбор зависит от масштабности бизнеса и целей, которые предприниматель преследует.
Программа для автоматизированного учёта товара в магазине должна:
1. отвечать задачам предприятия, которое программу приобретает
2. стоить сообразно функционалу, который она предоставляет
3. не требовать много времени на установку и обучение персонала
4. быть простой в использовании
5. обладать понятным и логичным интерфейсом
Читайте также: Автоматизация учета в розничной торговле. Оборудование и программное обеспечение
Автоматизированная система учета позволяет:
1. создавать каталог товаров любого объема, который можно разделить на группы
2. отслеживать движение товара в реальном времени
3. управлять торговыми запасами, контролировать остатки товаров
4. автоматизировать весь процесс управления финансами
Программа «Poscenter: Минимаркет» - это программа для автоматизации учета продаж в магазине:
1. Быстро и легко устанавливается. Для её внедрения не требуется специализированного дорогого оборудования, достаточно обычного ноутбука (нетбука) или персонального компьютера, фискального регистратора или чекового принтера, самых распространенных марок от 18 тысяч тенге) и любого сканера штрих-кода с USB-портом (от 10 тысяч тенге).
2. Регистрирует все операции, произведённые на кассе – продажи, возвраты товара покупателям, внесение/выдачу средств из денежного ящика кассы и др., распечатывает ценники и этикетки, чеки, позволяет вносить в чеки изменения, по предварительному разрешению указывать вручную скидку на товар в процентах или рублях, использовать дисконтные карты.
3. Может подключать к системе все кассы магазина: одно рабочее место оформляется как основное, на нём будет храниться вся история продаж всех касс магазина, а все другие кассы регистрируются как дополнительные.
4. Подойдёт и для одного небольшого магазина, и для розничной сети. Количество подключенных к системе торговых точек в рамках одной организации не ограничено. Простота установки позволяет автоматизировать сеть магазинов за 1 день
5. Даёт возможность отслеживать работу своей торговой точки удалённо – онлайн, из любой точки мира и с любого электронного носителя (компьютера, планшета, ноутбука).
6. Обеспечивает безопасность данных и контроль за действиями работников, предоставляет возможность открывать/закрывать им доступ к определённым операциям и данным.
Ознакомьтесь с презентацией программы:
Читайте также: Торговая наценка в розничной торговле. Формула расчета