Содержание:
1. Планировка магазина: основные принципы
2. Главное правило планировки магазина
3. Виды планировок торговых помещений
4. Зонирование торгового пространства
Правильная планировка и оформление торгового зала магазина – это залог того, что покупатели, попав в ваше предприятие торговли, задержатся в нем дольше, и, следовательно, захотят совершить покупки и тем самым увеличат объем продаж товаров. Именно от того, насколько грамотно зонировано торговое пространство, как расставлено оборудование, витрины, стеллажи зависит насколько в целом ваш магазин будет комфортен для посетителей.
Самая распространённая ошибка современных ритейлеров – это уделение недостаточного внимания планировке своего магазина. И только в том случае, когда ассортимент магазина широк, цены приемлемы, качество товаров высокое, витрина красивая, а обслуживающий персонал приветлив, а продажи остаются на стабильно низком уровне, предприниматели начинают задумываться и искать причины нерентабельности своего бизнеса. И уже когда магазин рискует стать убыточным, ритейлеры понимают, что главная проблема заключается в неправильной планировке торгового зала. А это, как показывает практика и опыт, целая наука. Именно из-за неправильной планировки помещения торговли определенные его точки, зоны, витрины и площади «не работают» должным образом. Для того, чтобы не реорганизовывать помещение торговли уже после того, как магазин был запущен в работу, о правильной планировке магазина необходимо задуматься еще на начальном этапе проектирования и в ходе ремонта помещения.
Специалисты уверены – чем проще форма помещения торговли и расстановка стеллажей, витрин, полок, тем комфортнее и удобнее покупателю будет в нем находиться.
При разработке планировки вашего магазина старайтесь сделать так, чтобы покупатель обошел весь магазин, прошел вглубь торгового зала, чтобы он увидел как можно большее количество товаров и купил их. Следовательно, продумайте направление движение потока покупателей в магазине. Согласно исследованиям, человек попадая в новый магазин, подсознательно начинает движение против часовой стрелки, то есть двигаясь справа налево. Абсолютное большинство покупателей обходят магазин по периметру, то есть, заостряют внимание именно на полках, которые стоят у стен, а уж затем (уже меньшая часть посетителей магазина) обходит внутренние ряды или вешалки с вещами, установленные в середине зала. То есть, исходя даже из этих данных, можно правильно разместить товары: самые дорогие и самые популярные лучше распределить справа, начиная от хода движения посетителей. И всегда нужно соблюдать «правило золотого треугольника».
При планировке помещений ритейлеры должны соблюдать основное правило, так называемое, правило «золотого треугольника». По правилам мерчендайзинга, вершины этого треугольника – это три составляющих: вход в магазин, зона с самым ходовым товаром и кассовая зона. Таким образом, покупатель движется в переделах этого треугольника и от того, как много пространства войдет в этот «треугольник» зависит объем продаж торговой точки. Именно поэтому в крупных супермаркетах полки с хлебобулочными изделиями и молочными продуктами находятся всегда в самом конце или дальнем углу, и покупателю необходимо пройти через весь торговый зал, чтобы купить самый «ходовой» товар. И за то время, пока он будет идти мимо стеллажей с продуктами и витрин, он наберет еще много сопутствующих товаров, которых изначально покупать и не собирался.
Исходя из данного правила, располагайте товар, который необходимо продать быстрее, именно в пределах «золотого треугольника» вашего магазина.
Также старайтесь размещать стеллажи, витрины и полки так, чтобы покупатель мог беспрепятственно получить доступ к любому товару, и ничто ему при этом не должно мешать – ни продавцы, ни другие покупатели, ни неудобное размещение полок.
Дизайнеры и мерчендайзеры выделяют пять основных видов планировок торговых помещений, каждая из которых в больше степени под ходит для продажи различных видов товаров и различных площадей магазинов. Рассмотрим их.
При линейной планировке магазина витрины и стеллажи размещаются старого параллельно друг другу, но могут они стоять как поперек входу в торговый зал, так и продольно (относительно входящему потоку посетителей магазина), а могут быть и смешанными, то есть стоять поперечно и продольно. Именно линейную планировку торговых залов мы видим в крупных гипермаркетах и супермаркетах. Витрины здесь стоят параллельно и «растягиваются» на весь зал. Идеально подходит данный вид планировки для магазинов самообслуживания, но в целом и для помещений небольшого размера тоже подойдет, главное в этом случае обратить внимание на то, чтобы в проходах между стеллажами было достаточно места для того, чтобы могли разойтись два покупателя, например, с корзинками. Если стеллажи при линейной планировке будут расположены слишком близко друг к другу, то покупатели будут чувствовать себя тесно и некомфортно. Но слишком широкие проходы между стеллажами «съедают» слишком много пространства, поэтому необходимо продумать вариант их расстановки.
Читайте также: «Партизанский и вирусный маркетинг в магазине»
Ярким примером, где представлена такая планировка, являются магазины «Икеа». Как мы помним, вся площадь магазина разбита на некие небольшие комнатки, «боксы», павильоны, которые четко отделены друг от друга и изолированы. Расположены они друг за другом, образуя как бы «петлю», и посетители «петляют» по магазину до тех пор, пока полностью не пройдут весь маршрут до кассы. Этот вид планировки ритейлеры выбирают в первую очередь потому, что во время хождения по такому «маршруту» между рядами и стеллажами люди делают больше незапланированных покупок, а внимание их остается на стабильно высоком уровне из-за смены обстановки. Подходит данный вид планировки для торговых помещений больших площадей, а значит потребуется большее количество персонала для обслуживания клиентов. Чаще всего используется планировки по принципу «петля» в магазинах мебели, элитной одежды и т.д.
В магазинах с выставочным видом планировки витрины, стеллажи с товарами, прилавки располагаются вдоль стен, довольно симметрично. Дополняются размещенные вдоль стен стеллажи «островками» с сопутствующим оборудованием, например, манекенами, мебелью, которая стоит в центре зала, столикам, различными необычными конструкциями и т.д. Сегодня все большее количество ритейлеров выбирают именно выставочную планировку, так как она является более наглядной, в торговом помещении остается много свободного пространства для того, чтобы покупатель мог рассмотреть товар, а само пространство кажется «воздушным», не загромождённым, уютным, просторным. Чаще используют выставочный вид планировки в магазинах элитной одежды, обуви, аксессуаров, предметов декора. Подходит для помещений различной площади.
Такой вид планировки подразумевает свободный стиль расстановки полок, стеллажей, торгового оборудования, установки разных уникальных конструкций без какого-либо четкого распределения и симметрии. Идеален такой тип планировки для небольших магазинов и бутиков, к примеру, аксессуаров или косметики.
Все чаще ритейлры сегодня «играют» на смешивании различных видов планировок в одном пространстве: расположенные линейно витрины с товарами в одном углу магазина смешиваются с «выставочными» стеллажами, расположенными вдоль стен, а в середине зала остается место для мебели, зеркал и кассовой зоны. Все это помогает магазину «выделиться» на фоне серой массы однообразных предприятий торговли и бутиков. Мерчендайзеры сегодня настоятельно советуют комбинировать различные способы размещения товаров и виды планировок – при грамотном подходе это может сработать на руку и во много раз увеличить продажи.
Итак, как показывают исследования, самые «ходовые» и «востребованные» среди покупателей зоны в магазинах – это пространства по периметру торгового зала, именно здесь следует располагать самые популярные товары, и тогда вероятность того, что посетитель совершит покупку, возрастает. Внутренние ряды магазина «исследуют» куда меньше посетителей – не более 40% их числа тех, кто зашел в магазин, а до вторых этажей магазинов доходит меньше половины посетителей торговой точки. Именно поэтому более популярные товары в крупных магазинах располагаются на втором этаже.
Каждый ритейлер замечал интересную особенность: в некоторых зонах магазина любой товар расходится практически мгновенно, а вот товары на других полках залеживаются надолго и ими редко заинтересовываются, редко приобретают. Это связано с тем, что в каждом магазине есть так называемые «холодные» зоны и «горячие» зоны.
К «горячим» зонам торгового зала относится пространство по периметру зала, то есть стеллажи, расставленные вдоль стен. На втором месте по популярности среди покупателей – прикассовая зона, именно поэтому здесь продаются аксессуары, сопутствующие товары; затем идут полки по правую сторону от покупателей, движущихся согласно направлению потока против часовой стрелки. К «горячей» зоне относятся также все стеллажи, находящиеся на уровне лица покупателей, места, в которые он упирается взглядом, различные выступающие на фоне других полки или витрины.
Читайте также: «Как повысить товарооборот розничного магазина»
В «холодным» зонам мерчендайзеры относят пространство слева от входной зоны – так как посетитель магазина начинает движение против часовой стрелки справа налево, то товары слева от него остаются незамеченными. Обделяются покупательским вниманием тупиковые части магазинов, а также самые удаленные от входа места. «Холодной» зоной являются ряды в середине магазина, нижние полки торговых стеллажей.
Для того, чтобы «холодные» зоны стали «горячими» существуют несколько хитростей. Это, например, распределение в холодных зонах целевых товаров, то есть тех вещей, за которыми чаще всего приходят покупатели в магазин. Распределяя такие товары по всему залу в его холодных зонах можно сделать так, что посетитель так или иначе обойдет весь магазин. Благодаря такому хитрому ходу покупательский поток можно регулировать, а посетителей намеренно направлять в «холодные» зоны.