1@poscenter.kzАстана, Ыргыз 25
0
0
0 В корзине пока пусто

Содержание:

1. Планировка магазина: основные принципы
2. Главное правило планировки магазина
3. Виды планировок торговых помещений
4. Зонирование торгового пространства

Планировка магазина: основные принципы

Правильная планировка и оформление торгового зала магазина – это залог того, что покупатели, попав в ваше предприятие торговли, задержатся в нем дольше, и, следовательно, захотят совершить покупки и тем самым увеличат объем продаж товаров. Именно от того, насколько грамотно зонировано торговое пространство, как расставлено оборудование, витрины, стеллажи зависит насколько в целом ваш магазин будет комфортен для посетителей.

Самая распространённая ошибка современных ритейлеров – это уделение недостаточного внимания планировке своего магазина. И только в том случае, когда ассортимент магазина широк, цены приемлемы, качество товаров высокое, витрина красивая, а обслуживающий персонал приветлив, а продажи остаются на стабильно низком уровне, предприниматели начинают задумываться и искать причины нерентабельности своего бизнеса. И уже когда магазин рискует стать убыточным, ритейлеры понимают, что главная проблема заключается в неправильной планировке торгового зала. А это, как показывает практика и опыт, целая наука. Именно из-за неправильной планировки помещения торговли определенные его точки, зоны, витрины и площади «не работают» должным образом. Для того, чтобы не реорганизовывать помещение торговли уже после того, как магазин был запущен в работу, о правильной планировке магазина необходимо задуматься еще на начальном этапе проектирования и в ходе ремонта помещения.

Специалисты уверены – чем проще форма помещения торговли и расстановка стеллажей, витрин, полок, тем комфортнее и удобнее покупателю будет в нем находиться.

При разработке планировки вашего магазина старайтесь сделать так, чтобы покупатель обошел весь магазин, прошел вглубь торгового зала, чтобы он увидел как можно большее количество товаров и купил их. Следовательно, продумайте направление движение потока покупателей в магазине. Согласно исследованиям, человек попадая в новый магазин, подсознательно начинает движение против часовой стрелки, то есть двигаясь справа налево. Абсолютное большинство покупателей обходят магазин по периметру, то есть, заостряют внимание именно на полках, которые стоят у стен, а уж затем (уже меньшая часть посетителей магазина) обходит внутренние ряды или вешалки с вещами, установленные в середине зала. То есть, исходя даже из этих данных, можно правильно разместить товары: самые дорогие и самые популярные лучше распределить справа, начиная от хода движения посетителей. И всегда нужно соблюдать «правило золотого треугольника».

Главное правило планировки магазина

При планировке помещений ритейлеры должны соблюдать основное правило, так называемое, правило «золотого треугольника». По правилам мерчендайзинга, вершины этого треугольника – это три составляющих: вход в магазин, зона с самым ходовым товаром и кассовая зона. Таким образом, покупатель движется в переделах этого треугольника и от того, как много пространства войдет в этот «треугольник» зависит объем продаж торговой точки. Именно поэтому в крупных супермаркетах полки с хлебобулочными изделиями и молочными продуктами находятся всегда в самом конце или дальнем углу, и покупателю необходимо пройти через весь торговый зал, чтобы купить самый «ходовой» товар. И за то время, пока он будет идти мимо стеллажей с продуктами и витрин, он наберет еще много сопутствующих товаров, которых изначально покупать и не собирался.

Исходя из данного правила, располагайте товар, который необходимо продать быстрее, именно в пределах «золотого треугольника» вашего магазина.

Также старайтесь размещать стеллажи, витрины и полки так, чтобы покупатель мог беспрепятственно получить доступ к любому товару, и ничто ему при этом не должно мешать – ни продавцы, ни другие покупатели, ни неудобное размещение полок.

Виды планировок торговых помещений

Дизайнеры и мерчендайзеры выделяют пять основных видов планировок торговых помещений, каждая из которых в больше степени под ходит для продажи различных видов товаров и различных площадей магазинов. Рассмотрим их.

Линейная планировка

При линейной планировке магазина витрины и стеллажи размещаются старого параллельно друг другу, но могут они стоять как поперек входу в торговый зал, так и продольно (относительно входящему потоку посетителей магазина), а могут быть и смешанными, то есть стоять поперечно и продольно. Именно линейную планировку торговых залов мы видим в крупных гипермаркетах и супермаркетах. Витрины здесь стоят параллельно и «растягиваются» на весь зал. Идеально подходит данный вид планировки для магазинов самообслуживания, но в целом и для помещений небольшого размера тоже подойдет, главное в этом случае обратить внимание на то, чтобы в проходах между стеллажами было достаточно места для того, чтобы могли разойтись два покупателя, например, с корзинками. Если стеллажи при линейной планировке будут расположены слишком близко друг к другу, то покупатели будут чувствовать себя тесно и некомфортно. Но слишком широкие проходы между стеллажами «съедают» слишком много пространства, поэтому необходимо продумать вариант их расстановки.

Читайте также: «Партизанский и вирусный маркетинг в магазине»

Планировка по принципу «петля»

Ярким примером, где представлена такая планировка, являются магазины «Икеа». Как мы помним, вся площадь магазина разбита на некие небольшие комнатки, «боксы», павильоны, которые четко отделены друг от друга и изолированы. Расположены они друг за другом, образуя как бы «петлю», и посетители «петляют» по магазину до тех пор, пока полностью не пройдут весь маршрут до кассы.  Этот вид планировки ритейлеры выбирают в первую очередь потому, что во время хождения по такому «маршруту» между рядами и стеллажами люди делают больше незапланированных покупок, а внимание их остается на стабильно высоком уровне из-за смены обстановки. Подходит данный вид планировки для торговых помещений больших площадей, а значит потребуется большее количество персонала для обслуживания клиентов. Чаще всего используется планировки по принципу «петля» в магазинах мебели, элитной одежды и т.д.

Выставочная планировка магазина

В магазинах с выставочным видом планировки витрины, стеллажи с товарами, прилавки располагаются вдоль стен, довольно симметрично. Дополняются размещенные вдоль стен стеллажи «островками» с сопутствующим оборудованием, например, манекенами, мебелью, которая стоит в центре зала, столикам, различными необычными конструкциями и т.д. Сегодня все большее количество ритейлеров выбирают именно выставочную планировку, так как она является более наглядной, в торговом помещении остается много свободного пространства для того, чтобы покупатель мог рассмотреть товар, а само пространство кажется «воздушным», не загромождённым, уютным, просторным. Чаще используют выставочный вид планировки в магазинах элитной одежды, обуви, аксессуаров, предметов декора. Подходит для помещений различной площади.

Произвольная планировка

Такой вид планировки подразумевает свободный стиль расстановки полок, стеллажей, торгового оборудования, установки разных уникальных конструкций без какого-либо четкого распределения и симметрии. Идеален такой тип планировки для небольших магазинов и бутиков, к примеру, аксессуаров или косметики.

Смешанная планировка

Все чаще ритейлры сегодня «играют» на смешивании различных видов планировок в одном пространстве: расположенные линейно витрины с товарами в одном углу магазина смешиваются с «выставочными» стеллажами, расположенными вдоль стен, а в середине зала остается место для мебели, зеркал и кассовой зоны. Все это помогает магазину «выделиться» на фоне серой массы однообразных предприятий торговли и бутиков. Мерчендайзеры сегодня настоятельно советуют комбинировать различные способы размещения товаров и виды планировок – при грамотном подходе это может сработать на руку и во много раз увеличить продажи.

Зонирование торгового пространства

Итак, как показывают исследования, самые «ходовые» и «востребованные» среди покупателей зоны в магазинах – это пространства по периметру торгового зала, именно здесь следует располагать самые популярные товары, и тогда вероятность того, что посетитель совершит покупку, возрастает. Внутренние ряды магазина «исследуют» куда меньше посетителей – не более 40% их числа тех, кто зашел в магазин, а до вторых этажей магазинов доходит меньше половины посетителей торговой точки. Именно поэтому более популярные товары в крупных магазинах располагаются на втором этаже.

Каждый ритейлер замечал интересную особенность: в некоторых зонах магазина любой товар расходится практически мгновенно, а вот товары на других полках залеживаются надолго и ими редко заинтересовываются, редко приобретают. Это связано с тем, что в каждом магазине есть так называемые «холодные» зоны и «горячие» зоны.

К «горячим» зонам торгового зала относится пространство по периметру зала, то есть стеллажи, расставленные вдоль стен. На втором месте по популярности среди покупателей – прикассовая зона, именно поэтому здесь продаются аксессуары, сопутствующие товары; затем идут полки по правую сторону от покупателей, движущихся согласно направлению потока против часовой стрелки. К «горячей» зоне относятся также все стеллажи, находящиеся на уровне лица покупателей, места, в которые он упирается взглядом, различные выступающие на фоне других полки или витрины.

Читайте также: «Как повысить товарооборот розничного магазина»

В «холодным» зонам мерчендайзеры относят пространство слева от входной зоны – так как посетитель магазина начинает движение против часовой стрелки справа налево, то товары слева от него остаются незамеченными. Обделяются покупательским вниманием тупиковые части магазинов, а также самые удаленные от входа места. «Холодной» зоной являются ряды в середине магазина, нижние полки торговых стеллажей.

Для того, чтобы «холодные» зоны стали «горячими» существуют несколько хитростей. Это, например, распределение в холодных зонах целевых товаров, то есть тех вещей, за которыми чаще всего приходят покупатели в магазин. Распределяя такие товары по всему залу в его холодных зонах можно сделать так, что посетитель так или иначе обойдет весь магазин. Благодаря такому хитрому ходу покупательский поток можно регулировать, а посетителей намеренно направлять в «холодные» зоны.


Остались вопросы? Звоните +7 (700) 911 12 13 или пишите на WhatsApp +7 (705) 434 51 48

Сообщить об ошибке на сайте


Купить в один клик
Купите быстро через WhatsApp
или воспользуйтесь формой ниже
Заполните данные для заказа
Запросить стоимость товара/услуги
Cпросите быстро через WhatsApp
или воспользуйтесь формой ниже
Заполните данные для запроса цены
Запросить цену Запросить цену
Написать в WhatsApp